Сегодня на уроке окружающего мира мы с ребятами говорили о семье, о том, что такое семья? Что объединяет членов семьи?Ребята поделились тем, что для них семья, выяснили, что такое счастливая семья...
Семья это... (отвечают ученики 1 г класса)
- самое важное
- честность
- доверие
- защита
- помощь
- уважение
- любовь
- праздники
- учеба
- нет ссор
- где родился, вырос
- мудрость
- все вместе
- хорошее настроение
- как улей
- патриоты
- забота
- семья дороже пустяков и обид
- поддержка
- семья дороже золота
- подарки, сюрпризы
- СЧАСТЬЕ
Детский рисунок семьи
Рисунок семьи может стать своеобразным
тестом на определение эмоционального благополучия ребёнка, поможет
глубже понять своего ребёнка, его восприятие окружающего мира, семьи и
вас самих. С
5 лет можно провести рисуночный тест "Моя семья". Помещённые ниже
интерпретации детского рисунка разработаны известным психоаналитиком,
профессором В.К. Лосевой.
Ребёнку дают стандартный лист бумаги, цветные карандаши (исключая
простой карандаш) и просят нарисовать свою семью. Если ребёнок не понял
задания и задаёт вопросы типа "А кого это?", "А что это такое?" , это
говорит о несформированности у ребёнка понятия "семья" либо о наличии
тревожности, связанной с семейными отношениями.
Если вы решились провести такой тест, то учтите следующее:
-
Отследите момент, когда у ребёнка будет обычное настроение. нельзя
давать такое задание после семейных конфликтов, ссор. Иначе будет
получен не тот результат, который нужен. - Не следует стоять над ребёнком в момент выполнения задания. Лучше понаблюдайте со стороны или попросите провести этот тест одного из ваших добрых знакомых.
- Не в коем случае не обсуждайте при ребёнке результаты задания, ему не нужно это знать.
- Обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов во время выполнения задания. Очень важно, кого ребёнок начал рисовать первым.
Теперь, когда рисунок готов, переходим к правилам интерпретации.Правило 1. На
рисунке ничего не может быть случайным. Это - выражение эмоций, чувств,
а не рисунок с натуры. Если кто-то из членов семьи отсутствует, то это
может означать следующее:1.
Ребёнок испытывает бессознательные негативные чувства к этому человеку,
которые всё же воспринимает как запретные. например, сильная ревность к
сестре: "Я должен её любить, но она меня раздражает, а это плохо.
Поэтому я её не нарисую".2. Отсутствие эмоционального контакта с данным человеком. Его нет в эмоциональном мире ребёнка.Правило 2. Если на рисунке отсутствует сам ребёнок, то:1. Возможно это трудности самовыражения в отношениях с близкими: "Мне трудно найти своё место", "Меня не замечают".2. Или: "Мне и без них неплохо", "Я не стремлюсь найти здесь своё место".Правило 3. Размер
изображённого члена семьи, животного или предмета говорит о
субъективной значимости его для ребёнка, какое место в душе ребёнка
занимают в данный момент отношения с этим персонажем. Если, например,
собака изображена по размерам меньше мамы с папой, то сейчас отношения с
родителями стоят для ребёнка на втором плане.Правило 4. После
рисования спросите ребёнка, кто есть кто. Бывает, что кто-то из
реальных членов семьи отсутствует и вместо него появляется вымышленный
персонаж: фея, принц и т.д.Правило 5. Вымышленные
персонажи говорят о неудовлетворённости потребностей ребёнка, который
он стремится удовлетворить в своих фантазиях, в воображаемых отношениях.
Постарайтесь постепенно выяснить, чего же не хватает ребёнку и решить
эту проблему.Правило 6. Обратите
внимание на расположение предметов и персонажей на листе по высоте.
Наиболее высоко как правило дети располагают того, кто по мнению
ребёнка, обладает наибольшей властью в семье, хотя он может быть
нарисован и маленького линейного размера. Ниже расположен обычно тот,
чья власть в семье минимальна.Например,
если на листе выше всех нарисован телевизор или бабушка, то значит, в
сознании ребёнка именно они "управляют" всеми остальными.Правило 7. Линейная
дистанция или расстояние между персонажами на рисунке связано с
дистанцией психологической. Ребёнку психологически ближе тот, кого он
нарисовал ближе к себе. Это относится и к другим членам семьи. Кого он
воспринимает как близких между собой, того нарисует рядом друг с другом
(мама и папа, дедушка и бабушка).Правило 8. Если ребёнок нарисовал себя очень маленьким на листе, то у него в данный момент низкая самооценка.Правило 9. Персонажи,
соприкасающиеся друг с другом, например, руками, находятся в таком же
тесном психологическом контакте в действительности (мама и бабушка, папа
и машина, папа и ребёнок и т.д.)Правило 10. персонаж
или предмет, который вызывает у ребёнка наибольшую тревожность часто
изображается усиленным нажимом карандаша, обводится несколько раз или
бывает заштрихован. Иногда он наоборот нарисован тонкой дрожащей линией.Правило 11. Голова
является самой ценной частью тела. Ум и умелость именно в голове. Самым
умным ребёнок считает того, у кого больше нарисована голова.Глаза
в понимании ребёнка даны для того, чтобы плакать. Это способ выражения
ребёнком эмоций. Персонажи с большими , расширенными глазами следует
рассмотреть как тревожные, беспокойные, желающие помощи. А те, кто
изображён с глазами-"точками" или "щёлками", несут в себе запрет на
плач, не решаются попросить о помощи.Правило 12. Уши
- это орган восприятия критики и мнения другого человека о себе.
персонажи с самыми большими ушами должны быть самыми послушными. Кто
изображён вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нём
говорят.Правило 13. Рот
- орган нападения в понимании ребёнка. персонаж с большим или
заштрихованным ртом обычно воспринимается детьми как источник угрозы (
причём, не обязательно через крик). если рта нет совсем или это
маленькая чёрточка, то он скрывает свои чувства, не может словами их
выразить или влиять на других.Правило 14. Шея
у человека символизирует способность к самоконтролю голову над
чувствами. У кого она есть, тот способен управлять своими чувствами.
Обычно дети изображают взрослых с шеей, а себя - без неё.Правило 15. Руки
нужны для того, чтобы цепляться, что-то делать, менять,
взаимодействовать с другими людьми. Чем больше пальцев на руках, тем
больше ребёнок ощущает способность данного персонажа быть сильным,
могущим что-либо сделать. Если пальцев меньше, то ребёнок ощущает
внутреннюю слабость, неспособность действовать.Чем значительней персонаж воспринимается ребёнком, тем больше у него изображены руки.Правило 16. Ноги
в рисунке служат символом опоры в реальности и свободы передвижения.
Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности. левая - в
мире близких эмоциональных контактов. "Повисшие
в воздухе" , по мнению ребёнка, не имеют самостоятельной опоры в жизни.
Когда персонажи изображены в один ряд, можно мысленно провести линию по
самой токе ног и увидеть, у кого опора твёрже.Правило 17. Солнце
на рисунке является символом защиты и тепла, источником энергии. Обычно
люди и предметы, изображённые на рисунке между ребёнком и солнцем
мешают ощущать себя защищённым в жизни, пользоваться теплом и энергией.Изображение
мелких предметов говорит о фиксации на правилах, порядке, склонности к
сдерживанию эмоций. Большое количество закрытых деталей (пуговицы,
шкафы, окна) символизируют запреты, тайны, до которых ребёнок не
допускается.
Перечисленных правил вполне достаточно, чтобы открыть неожиданные
стороны вашей семьи, замеченные ребёнком. И тогда вам будет над чем
поразмышлять. Это поможет отследить появление эмоциональных проблем,
которые могут помешать вашему ребёнку в будущем

Комментариев нет:
Отправить комментарий